31 июл. 2012 г.

Дестриэ


Дестриэ, собирительное наименование крупной лошади, уходящее в глубину средних веков, куда-то во времена Карла Великого и затем в эпоху расцвета рыцарства, которое мы все ассоциируем с рыцарскими доспехами. Вот в общем-то и с развитием этого металлического обмундирования, и соответственно ростом его веса, и связано появление лошади способной такого всадника тягать. Как и всякая узкоспециализированная вещь, наряду с плюсами (из-за которых она появилась), имеет и жирные минусы (из-за которых и сошла с исторической арены... и стала по-видимому родоначальницей целого ряда пород европйских тяжеловозов, типа першерона, шайра и т.д.)...

Если кратко то Дестриэ:
Крупная средневековая порода лошадей, выведенная из тяжеловозов времён великого переселения народов. Имела вес 800—1000 кг и более. Рост 175—200 см. С рыцарем в седле легко справлялась с любой пехотой и лёгкой кавалерией.
Главной проблемой породы была огромная масса, не позволявшая совершать прыжки (так что рогатки, болота и аналогичные препятствия были трудно преодолимы), и быстрая утомляемость, в связи с чем кавалерия несла неоправданные потери от навесного огня из луков (Битва при Креси, Битва при Азенкуре, Битва при Фонтенуа) и от огня артиллерии. 

Немного о ТТХ Дестриэ:
Выведенная германцами «низкооборотная» порода лошадей стала исходной, как для боевых, так и для рабочих лошадей Европы. Позже быстрые верховые лошади были получены гибридизацией европейского и азиатского вариантов.

Проблема была только одна, - относительный объем сердца у «низкооборотных» лошадей оказывался примерно в полтора раза меньше, чем у азиатских. За счет более медленного обмена, даже температура тела у них оказывалась на полградуса ниже, чем у азиатов. В результате, на максимальных оборотах при равном весе удельная мощность составляла всего 70% от стандарта. Однако, именно благодаря этому, конструкция получилась более живучей и экономичной, потенциально с большим ресурсом, что и позволило еще раз удвоить размеры лошадей, - ведь с увеличением размера тела нагрузка на внутренние органы растет.

С другой стороны, как известно, с увеличением роста, сила будет расти в квадрате, а вес в кубе, и, таким образом, удельная мощность будет падать. Проще говоря, доведение веса лошадей с 500 кг до 1000 кг означало падение удельной мощности еще на 25%.
Рыцарские лошади ростом от 175 см в холке (и около того в плечах) на марше двигались с таким проворством подобающим траурной процессии. Сами рыцари использовали, впрочем, более веселую аналогию, - они говорили, что выдвигаются ни позицию для атаки (совершают тактический маневр), так, как если бы везли на седле впереди себя невест. Запас хода галопом не превышал 1000 метров, так что, обычно, атака начиналась с рубежа 100-200 метров, - с тем, чтобы сохранить еще какой-то резерв на маневры. Но не ближе, - тяжелые лошади медленно разгонялись.
Прыгать дестриэ не могли совсем (скорее всего, просто боялись, что не выдержат их собственные кости), - барьеры, рвы и крутые подъемы оказывались непреодолимым препятствием. Форсировать водные преграды вплавь не хотели тоже, - боялись не утонуть, а увязнуть в иле, или же того, что не смогут выбраться на берег. В день переход не превышал 30 километров, но обычно был меньше. Зимой и в походе рыцарские лошади существовали только за счет усиленного потребления фуража (10 кг овса в день).

Однако за эту лошадиную мощь приходилось расплачиваться низкой выносливостью. Обычно рыцарь вообще на марше передвигался на беспородной мелкой лошадке, а на дестриера пересаживался только перед боем, чтобы экономить его силы.

Максимальная скорость, однако, была довольно велика, ибо с ростом массы увеличивалась длина ног, а относительное лобовое сопротивление падало. Но преследование даже вражеской пехоты рыцарская кавалерия вести не могла.

В результате победа в боях между рыцарями и легкой восточной конницей зависела от тактических условий. На ровной местности "восточная тактика" оказывалась сильнее - конные лучники сперва выбивали рыцарских лошадей, потом деморализованных рыцарей. Но если рыцарям удавалось прижать кочевников к горам/лесу/реке или застать врасплох при вылазке из крепости, во время переправы и т.д., начиналось избиение кочевников. В восточных степях и пустынях чаще был первый вариант, на пересеченной среднеевропейской местности - второй.

Т.е. фактически рыцарский конь и рыцарский доспех - только для боя. Их готовили и одевали/снаряжали непосредственно перед боем. Лошадь была невыносливой, но очень мощной. Источник

Звездный час кавалерии наступил, когда было изобретено седло со стременами. Теперь, приподнимаясь на стременах, всадник мог пускаться галопом и совершать прыжки через препятствия. Получив опору, всадник мог использовать любое оружие и свешиваться с седла для удара. Наконец, поставив ногу в стремя, проще стало садиться на лошадь. Ограничения на рост боевых коней теперь можно было снять. 

Изобретено стремя было в 4 веке нашей эры в Азии. В Европе стремена стали известны в 6-м веке, проникнув в Византию через Иран. В 7 веке стремена попали к франкам. В 10-11 веках это изобретение стало известно в Англии, Скандинавии и на Руси.

Появление стремени решительно изменило соотношение сил между пехотой и конницей и привело к настоящей революции в военном деле. К 9-му веку франки превратили своих тяжеловозов в гигантских рыцарских коней — “дестриэ”. С этого времени в Европе пеший перестал считаться воином. 

 “Рыцарь” - русская транскрипция 
немецкого слова “риттер” - “всадник”

Рост дестриэ колебался между 175 и 200 см в холке. Весил такой конь, как пара колесничных лошадей античности. Или как четыре скифских лошади. Сидя на спине такого чудовища, рыцарь мог не обращать внимания на пехоту. Источник

На «мелкую» кавалерию рыцари шли сплошной стеной, как и на пехоту. Но, сражаясь друг с другом, два отряда рыцарской кавалерии строились с промежутками — чтобы разойтись со встречной лавиной без лобовых ударов. Лобовое столкновение всадников на равных конях означало неминуемую гибель всех действующих лиц.
Оборотной стороной огромной силы рыцарских коней была их недостаточная выносливость. Дестриэ очень быстро уставали, и своей подвижностью рыцарская кавалерия уступала даже античной.
К противнику рыцари приближались шагом. Только с рубежа 100—200 метров рыцарская кавалерия переходила на галоп. Исход сражения, как правило, решался единственной лобовой атакой. Для преследования противника и фланговых манёвров дестриэ не годились. Источник

Вот строки из поэмы 14 века, описывавшей сражение при Лаудон-Хилле:
Большие кони англичан
налетели на пики шотландцев,
как если бы то был густой лес,
и поднялся большой и ужасный треск сломанных копий [пик],
и ржание смертельно раненных дестриэ [боевых рыцарских коней].
Люди короля, которые были достойными,
Со своими копьями, столь острыми,
Наносили удары и людям, и лошадям,
Пока красная кровь не потекла обильно из ран.
Раненые кони пытались бежать,
И сбрасывали людей во время бегства,
Так что те, кто был в первом
Упали там и оказались во рвах.
Поле было почти все покрыто
Убитыми конями и людьми….


Итак:
С рыцарем в седле легко справлялась с любой пехотой и лёгкой кавалерией. Главной проблемой породы была огромная, не позволявшая совершать прыжки, масса (так что рогатки, болота и аналогичные препятствия были трудно преодолимы), а так же быстрая утомляемость, в связи с чем кавалерия несла неоправданные потери от навесного огня из луков (Битва при Креси, Битва при Азенкуре, Битва при Фонтенуа) и от огня артиллерии.


Тяжёлая, малоподвижная рыцарская кавалерия была не способна к ведению манёвренных действий и преследованию легковооруженного противника. Также следует понимать, что огромные, до 2 метров в высоту (это при среднем тогда человеческом росте 150—160 см) и весом порядка тонны дестриэ, в раннее средневековье таскавшие не менее огромные повозки со сплошными колёсами, не сильно отягощались навешанной бронёй и весом всадника, а любого стоявшего на пути, даже пронизанные пикой или копьём, просто раздавливали. Только появление невероятно глубоких пикинёрских построений вкупе со значительным количеством арбалетчиков и аркебузиров эпохи Ренессанса прекратило полную гегемонию этих монстров на поле боя.

Характерно, что лошади и рыцари упомянуты одинаковое количество раз, но лошади играют в повествовании явно более активную роль. О рыцарях упоминается вскользь, и роль им отводится пассивная, - получали удары, падали из седел. Кони упоминаются в числе потерь. Когда, после "битвы золотых шпор" фламандцы подсчитывали потери противника, рыцарских коней и рыцарей учитывали отдельно. Французскую пехоту не считали. Источник

Очень любопытную свободную реконструкцию породы дестриэ нашел на deviantart.com, автор ShouTonagura:

Дестриэ – особый тип средневековой лошади. 
Я же невозбранно создаю одноименную породу, опираясь на свою фантазию.

История возникновения породы.

Еще в VIII веке мощная кавалерия вела бои за земли варварской Европы. Успехи этой серьезной боевой единицы быль нерегулярны, а стоила она государству дороже всей остальной армии. Однако именно тяжелая кавалерия стала ассоциироваться с военной мощью державы. Рим так провозгласил ее цель: быстрый и сильный удар. Но вот древний владыка пал, а его венец был переплавлен на короны корольков и герцогов новых государств, покрывших земли Европы словно сеть трещин разбитое стекло. И в постоянных распрях темных Средних веков был один аргумент – сила. И новые государства находят довольно оригинальное решение: отказавшись от огромных регулярных армий, практичные франки и германцы оставляют славную кавалерию. Однако ее цель уже иная: конница должна держать бой. Один внезапный удар должен превратиться в полноценное сражение. И в X веке наконец появляется знаменитый конный рыцарь. Еще несколько веков лошадь под ним будет меняться, жадно вбирая кровь коней со всего мира. Формируется такая порода, которую можно сравнить только с аркой в архитектуре. Несовершенные в своем совершенстве, дестриэ уникальны. Как арка эволюционирует в свод и купол, так и эти лошади создают основу для верховых и тяжеловозных, передавая качества, которыми не обладают, и оставаясь единственной лошадью сражений.

Физические данные породы.

Это чрезвычайно крупная и мощная верховая лошадь. Ее ахиллесова пята – слабое сердце. Лошадь не вынослива, и это не исправима. Ее галоп поразительно резв, однако не держится более километра, при том что на разгон требуется 100-200 метров. Хотя дестриэ и не прыгают, их задние ноги особенно крепки.
В породе есть как незакрепленные качества, так и обязательные параметры.

Рост: 175-200 см
(Лошади ростом 175-180 считаются самыми работоспособными, 190-201 см - более достойными продолжит род)
Вес: 800-1000 кг

Экстерьер и морда:

1) Средней длины тело
2) Длинные сухие ноги
3) Прямой профиль
4) Уголки губ непременно загнуты вниз
5) Сильно выражена надбровная дуга
6) Дестриэ никогда не опускает уши
7) Шея сильная, ее длина значение не имеет
8) Крепкий костяк, густое сложение

Масти: Допускаются многие масти и подмастки. Часто встречается рыжая всех оттенков, игреневая, бурая, гнедая и вороная, временами краковая. Реже всех встречается чубарая масть. Серая масть проявляется чаще у кобыл (именно поэтому рыцари на белых конях редки ;)). Мышастые и чалые масти ценятся более остальных. Из диких отметин допускается ремень и пояс, а также темные отметины на корпусе. Белые отметины на корпусе и морде нежелательны, но к отбраковки не ведут. А вот какие-либо белые отметины на ногах запрещены.

Взросление.
Дестриэ созревают поздно. Полноценное потомство может дать жеребец старше 6 лет и кобыла старше 4 лет. Взрослые лошади набирают силу всю жизнь, но в зенит входят после 10 лет (I).

Характер и норов.
Дестриэ – гордые и флегматичные лошади. Пугливость считается недостатком. Вывести из себя лошадь трудно, но если это все же получилось, то необходим определенный опыт, чтобы сделать ее безопасной для окружающих. Взбешенный дестиэ не боится ни огня, ни препятствий, однако наиболее отрезвляюще на них действует присутствие всадника. Примечательно, что под седлом лошади максимально сдержана, хотя, конечно, есть и редкие печальные исключения. Остальные же качества характера формируются в зависимости от воспитания. Так лошадь приспосабливается к своему окружению. Дестриэ должен свободно подпускать к себе около пяти-десяти человек, с которыми постоянно находится в контакте, и равнодушно реагировать на присутствие других лошадей.

Разведение чистокровных дестриэ.
Отец обязательно должен быть дестриэ, однако это не гарантирует рождение «правильного» жеребенка. Чистота линии обеспечивается тремя стадиями проверки. Жеребенок двух недель отроду должен держать уши, иметь хорошо выраженную надбровную дугу (III). Годовалый жеребенок должен в своем весе превзойти 300 кг, морда должна соответствовать критериям породы (II). Третий этап проверки проходит в четыре года (IV и V). Молодая лошадь должна соответствовать всем критериям.

Использование дестриэ в метисоводстве.
Тут представляют особую ценность кобылы дестриэ. Они стабильно передают потомству густое телосложение, сильные задние ноги, при этом не давая недостатки вроде слабого сердца или излишней массивности.

Особая стрижка лошади.
От природы дестриэ обладают густой жесткой гривой и средней густоты фризами. Жеребцам принято состригать фризы, ровнять хвост и подстригать гриву. Чтобы добиться эффекта ирокеза, годовалому жеребенку оставляют всего пару сантиметров гривы, постепенно увеличивая запас. Если вы не собираетесь столь кропотливо следить за прической коня, то готовьтесь бороться с жесткой путаной гривой. Кобылы такую стрижку не носят. Допускается полное состригание гривы, хвоста и фризов обоим полам. Не осуждается и дикая грива с хвостом, особенно у кобыл, но специфическая грива все же традиционнее. Пи ирокезе оставляется небольшой остаток дикой гривы -- считается, что хороший всадник может удержаться на коне, держась только за него (что довольно легко на таком диване)). Источник

 

2 комментария:

Анонимный комментирует...

фигня это, ребята. дестриэ были громадными вовсе не из-за тяжести рыцаря - византийские катафракты и клибанарии веке в 8-м НЭ несли на себе и на лошадях гораздо более тяжелую броню, чем рыцари в 10-11 веке, хотя и ездили на значительно меньших по размерам лошадях. просто большие размеры давали значительные преимущества во встречной копейной сшибке и последующей рукопашной

Анонимный комментирует...

Прочитайте уже английскую вики и перестаньте фантазировать. Дестрие были большие на фоне лошадей того времени, по реконструкциям : 140-150 см. Просто маленькие крестьянские не могли таскать такую тяжесть. Естественно большие кони были резвее. и какие ещё тяжеловозы в 5-6 веках, таких ещё в проекте даже не было.
А выносливость(это когда они становятся 170-180см)... тяжеловозы в 19 веке, должны были плуг таскать целый день...
И использовали именно жеребцов, агрессивных.
Боевой конь мог стоить сколько 1000 крестьянских лошадок...

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...