27 июн. 2011 г.

Упряжь

(Конская упряжь - разновидность упряжи, совокупность приспособлений, обеспечивающих возможность управления лошадью. Подразделяются на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую. Мы будем говорить о одноконной дуговой упряжи, как наиболее распространенном  варианте).
     
Еще каких-то 70 лет назад запрячь лошадь было для многих делом обыденным и естественным. Любой деревенский мальчишка умел это делать, так же, как сейчас подростки знают как подкачать велосипедное колесо или подтянуть цепь. Хомут и шлея были привычными для слуха словами, как сейчас тормоз и карбюратор. Наши деды еще ходили в ночное и знали как управиться с конской упряжью.
  
Мир меняется. Но наверное еще очень долго мы будем считать крутизну двигателей автомобилей в лошадиных силах и употреблять фразы "хомут на шею", "закусить удила" в определенных жизненых ситуациях... А слова эти вообще-то из набора, который называется "упряжь", без которой телега не поедет. ;)
  
Сначала смотрим вариант конской упряжи из популярного журнала "Наука и жизнь", потом элементы упряжи из одноконной русской запряжки:



Элементы упряжи

В комплект одноконной русской запряжки входят: уздечка, хомут, постромки, седелка с чересседельником и подбрюшником, шлея, вожжи и дуга.
  

1 - узда с поводьями;
2 - хомут с гужами;
3 - дуга;
4 - седелка с подпругой;
5 - шлея;
6 - чересседельник с подбрюшником;
7 - вожжи

Уздечка. Состоит из нескольких ремней: суголовного (часть узды, к которой прикреплен щечный ремень, подбородный ремень и налобный ремень), подбородного (его длина регулируется с помощью застежки, что не позволяет уздечке соскальзывать на уши лошади), налобного (кожаный ремень, который крепится кверху уздечки и не позволяет ей соскальзывать назад на шею лошади), щечных (это часть уздечки, к которой прикрепляются удила, а также шоры и переносье, если ими пользуются), переносье (кожаный ремень, прикрепляемый к щечному ремню. По всей длине переносья сделаны отверстия).

Шоры - наглазники, ограничивающие поле зрения лошади; крепятся к щечному ремню. Ливерпульские удила - это обычные удила, используемые для лошадей, запрягаемых в повозки. Две или три прорези на металлическом мундштуке делают удила более или менее жесткими, что позволяет наезднику лучше управ-лять лошадью.

Хомут - главная часть сбруи, служит для передачи повозке тягового усилия лошади. Изготавливается из кожи, надевается на шею лошади. Иногда вместо хомута используется шорка.

Гуж - кожаная петля, предназначена для крепления оглобель к хомуту или чересседельнику (в бездуговой запряжке).

Постромки - толстые кожаные ремни, используемые при дышловой (бездуговой) парной запряжке. Они передают тяговое усилие лошади от хомута к валькам. Седелка - кожаная подушка под чересседельником. Предназначена для поддержки посредством чересседельника в определенном положении хомута и оглобель.

Чересседельник - кожаный ремень, проходящий через седелку. Закреплен обоими концами на оглоблях.

Подбрюшник - длинный ремень. Вместе с чересседельником поддерживает оглобли.

Шлея - состоит из нескольких ремней, пристегивается к хомуту. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы. Продольный (наспинный) ремень - один из ремней шлеи.

Подпруга - предназначена для удержания седелки на спине лошади. Оглобли - упряжное устройство в виде двух прямых или изогнутых прочных жердей, соединенных с концами передней оси повозки. Запрягаемую лошадь ставят между оглобель.

Вожжи - длинные поводья. Служат для управления лошадью с повозки. Пристегиваются к удилам обычным способом.

Дуга - часть запряжки, скрепляющая хомут с помощью гужей с оглоблями и смягчающая воздействие на лошадь толчков экипажа или повозки.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

хорошая информация)

Анонимный комментирует...

неплохо бы было указать разные виды упряжи и указать страны,где они применялись.

Нестой комментирует...

Такой пост в проекте, еще не собрал полностью материал

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...